Оптимизация подготовки лётчиков гражданской авиации

Реформаторский зуд чиновников, считающих образование лишней тратой времени и денег, добрался до гражданской авиации. В свете последних случаев, связанных с падением гражданских самолётов и вертолётов, следовало бы ожидать от российского правительства ужесточения требований к подготовке пилотов. Ведь часть авиакатастроф, так или иначе, связана с «человеческим фактором».

Но так может думать только обыватель, не умеющий извлекать прибыль из всего, что попало ему в руки. А вот чиновники из Минтранса, курирующие гражданскую авиацию, решили что время подготовки лётного состава необходимо сократить в два раза. Они видите ли слишком долго учатся, а толку никакого. Самолёты-то всё равно падают. Чиновники, правда подзабыли, что почти 15 лет гражданская авиация в России практически не имела пополнения, а пилоты получившие образование по стандартам СССР, не имели достаточного количества лётных часов. Причём, не по своей воле. О технике даже говорить не хочется. Парк самолётов почти во всех авиакомпаниях родом из того же СССР. Да и иностранные самолёты, массово закупленные в конце прошлого века, уже на момент покупки были не новые.

Но о технике — в другой раз. Сейчас разговор о подготовке лётчиков. Реформаторы от авиации ссылаются на советский опыт, когда обучение в лётных училищах гражданской авиации продолжалось два года. Вскоре, правда, срок обучения был продлён до трёх лет. Но параллельно, подготовкой лётного состава для гражданской авиации занимались несколько профильных институтов в Москве, Ленинграде, Ульяновске и так далее. Не трудно догадаться, на каких типах самолётов начинали свою лётную карьеру выпускники училищ, в отличие от выпускников, получивших высшее образование. Кроме того, выпускники вузов получают диплом и свидетельство линейного пилота гражданской авиации, которые дают право переучиваться практически на любой самолет, чего не могут сделать их коллеги, не имеющие высшего образования.

Но чиновники из Минтранса решили сократить время подготовки пилотов даже в училище, а высшее образование, вообще исключить. Всё это делается по одной причине — с целью экономии средств. О том, насколько безопасно будет летать на самолётах с пилотами-недоучками, чиновники не задумываются. Безопасность полётов для них не главное. Поэтому уже с сентября в России можно будет стать свежеиспечённым пилотом всего за 18 месяцев, благодаря внедрению ведомством Игоря Левитина программы MPL (Multi-Crew Pilot License — подготовка пилотов к работе в составе многочленного экипажа), разработанной специалистами Международной организации гражданской авиации (ICAO). Пилотов по этой ускоренной программе будут учить летать на самолётах только конкретного типа. Единственным утешением от этого «реформирования» служит то, что принимать на обучение по программе MPL намерены только студентов, отучившихся не менее двух лет в любом техническом вузе.

А теперь представим, что это будут за студенты. Возможно и найдутся такие энтузиасты, которые имея хорошие перспективы для окончания технического вуза, захотят стать лётчиками и решат вместо высшего образования стать пилотами, без оного. Но таких, на мой взгляд, будет немного. Большинство же мест в училищах по ускоренной подготовке лётного состава, скорее всего займут те, кто не справился с программой обучения на технических специальностях вузов. Скорее всего, это будут те, кто поступил туда по результатам  ЕГЭ, полученным известным способом. И получат авиакомпании недоучек-пилотов, к каждому из которых нужно будет приставить наставника, в целях безопасности полётов и сохранения техники.

Мнения представителей вузов, по поводу ликвидации высшего образования для лётчиков гражданской авиации, несколько другое. Вместо того, чтобы его ликвидировать, предлагается сократить время обучения до четырёх лет, исключив из программы некоторые непрофильные дисциплины и улучшив преподавание иностранных языков, от владения которыми зависит безопасность полётов на международных авиалиниях. На недостаточное знание даже английского языка выпускниками авиационных вузов, жалуются директора всех российских авиакомпаний. По словам Генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, таких пилотов приходится доучивать ещё полтора-два года.

По  словам Савельева, в этом году отрасли может понадобиться порядка 800 новых пилотов, а к 2015 году ещё около тысячи. Поэтому он предлагает перенять опыт США и Европы по подготовке лётного состава для гражданской авиаци. Он заключается в следующем: отучившись два года в специализированном учебном заведении, получаешь лицензию на управление легкомоторными самолётами. После чего нужно налетать 1,5 тысячи часов (на это уходит около двух лет) и получить лицензию пилота с правом летать на современных Boeing и Airbus. Вопрос в следующем: где в России можно найти такое количество легкомоторных самолётов, чтобы каждый выпускник училища мог налетать за 1,5 — 2,0 года полторы тысячи часов? В США и Европе — это, как правило небольшие частные самолёты, какие у нас имеют разве что олигархи и главы администраций отдалённых регионов?

Как пишут «Известия», со ссылкой на чиновника Минобрнауки, отказ от высшего образования потребует внесения изменений в государственный образовательный стандарт подготовки пилотов для гражданской авиации. В настоящее время, Росавиация занята разработкой предложений по изменению системы подготовки пилотов. Однако чиновник ведомства, занимающийся этим вопросом, отказался раскрывать подробности.

  • Код для публикации в блоге
  • Как это выглядит
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:
Субъективная газета Новость дня
Читать целиком

Оптимизация подготовки лётчиков гражданской авиации

Реформаторский зуд чиновников, считающих образование лишней тратой времени и денег, добрался до гражданской авиации. В свете последних случаев, связанных с падением гражданских самолётов и вертолётов, следовало бы ожидать от российского...

Короткий URL: http://gazetavia.ru/?p=17540
Просмотров: 32

Автор . Дата публикации: 30 Авг 2011. Категория: Общество. Оставить свое мнение о статье Вы можете чуть ниже в комментариях.

Ответить

Галерея игр

Войти