«Оптимизация» без оптимизма

Что наши чиновники умеют делать на отлично, так это придумывать красивые, а главное расплывчатые, названия принимаемых решений. Так и мероприятия по закрытию многих малокомплектных школ, особенно в сельской местности, облекли в непонятное зато умное слово «оптимизация».


Безусловно, если бы чиновники от образования просто объявили о закрытии малокомплектных школ, возник бы шквал возмущений со стороны учителей, родителей, общественных организаций. А вот оптимизация предполагает, всё же некое улучшение. В данном конкретном случае, видимо предполагалось улучшение качества среднего образования в нашей стране. Так думали оптимисты и наверное предполагал президент  в  своём послании  от 23.06.2008г. Федеральному Собранию «О необходимости решения в течение ближайших трех лет задачи эффективного расходования бюджетных средств «за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно–подушевого финансирования». Нет, конечно же в этом документе речь идёт об экономии средств, расходуемых на образование, ни в коем случае не в ущерб его качеству.


А вот чиновники в Минрегионразвития  для претворения в жизнь этого пожелания взяли, используемый частным бизнесом многозначный эвфемизм «оптимизация», для прикрытия развернутой ими экзекуции «неэффективных школ». При этом при определении эффективная школа или нет, принят единственный параметр — нормативное соотношение количества учеников и учителей в школе. Причем эти нормативы разработало то же самое министерство, без какого бы то ни было обсуждения научными или общественными организациями. Более того все эти мероприятия проходят кулуарно, а педагоги и родители учеников узнают о предстоящих изменениях, в последнюю очередь.  Собственно качество образования, в конкретном учебном заведении, в расчёт вообще не принимается.


Вот и получается, что «благими пожеланиями устлана дорога в ад». Отданная на откуп местным чиновникам, процедура «оптимизации» школ привела к их банальному закрытию, особенно в сельской местности. Да и в городах действия муниципальных властей трудно поддаются объяснению.  Руководствуясь «нормативами» Минрегионразвития, где на одного учителя должно приходиться не менее 15 учеников, региональные чиновники развили бурную деятельность.  Так к концу 2010 года только в Курской области должны закрыться или поменять статус (давать только начальное образование или стать дошкольными учреждениями)  133 сельские школы, в Мари-Эл закроют 18 школ, в Ульяновской области — 20.  И так по всей России. При этом предлагается например следующее. Если в двух посёлках имеются равнозначные школы, оставить одну из них без изменения, а другую перепрофилировать или закрыть. Школьников и учителей  возить на автобусах. Есть ещё один момент, который не учли чиновники в своём чисто «бухгалтерском» подходе к системе образования в нашей стране. Малокомплектные школы присущи не только российской деревне. В многонациональных регионах, таких как Татарстан, имеются малокомплектные национальные школы. Их тоже закрывать или объединять?


Сельские жители считают, что с закрытием школы умрёт село. Ведь зачастую школа является единственным культурным учреждением в населённом пункте. Не кажется жителям российского села оптимальным и решение властей, насмотревшихся американских фильмов,  возить школьников на автобусах. Состояние дорог, особенно в глубинке, снежные заносы, весенняя распутица заставит многих школьников стать «прогульщиками» не по своей вине. А уж как часто у нас ломаются автобусы, даже говорить не хочется.


В городах в результате «оптимизации» у многих школьников пропадёт шаговая доступность школ. Причём главный удар придётся на малообеспеченные семьи, не имеющие возможности возить детей в школу на личном автотранспорте.  Да и семейный бюджет этих семей пострадает. Муниципальный транспорт ходит не регулярно, а маршрутка стоит дорого и проездной билет не признаёт.


Такая «оптимизация» вызывает протесты и в деревне и в городе. Учителя и родители школьников пытаются доказать, что методика оценки эффективности деятельности школ и расходования бюджетных средств на их существование  противоречит Конституции РФ, гарантирующей всем гражданам  равный доступ к получению качественного общего образования. На деле «оптимизация» школ по Российски приведёт к ещё большему расслоению общества на богатых и бедных. Дети, лишённые возможности без проблем посещать «свою» школу могут не получить качественного образования, независимо от способностей. Сельские жители, ради детей,  будут стремиться уехать из села,  лишённого школы.


Есть ещё один момент, который не учли чиновники в своём стремлении сэкономить на детях.  Дело в том, что вся эта ситуация с изишними расходами на малокомплектные школы, стала отголоском демографической ситуации в стране после экономического коллапса 1990-х. Тогда же, кстати , было закрыто и продано большое количество детских садов по всей России. Но сегодня у нас демографическая ситуация такова, что мест в детские дошкольные учреждения катастрофически не хватает.  Не получится ли так, что через несколько лет не будет хватать уже школ?  Наверное у нас в стране слишком большая рождаемость.  Никак она не подходит «экономным» чиновникам.

  • Код для публикации в блоге
  • Как это выглядит
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:
Субъективная газета Новость дня
Читать целиком

«Оптимизация» без оптимизма

Что наши чиновники умеют делать на отлично, так это придумывать красивые, а главное расплывчатые, названия принимаемых решений. Так и мероприятия по закрытию многих малокомплектных школ, особенно в сельской местности, облекли...

Короткий URL: http://gazetavia.ru/?p=4975
Просмотров: 1

Автор . Дата публикации: 30 Июн 2010. Категория: Образование. Оставить свое мнение о статье Вы можете чуть ниже в комментариях.

Ответить

Галерея игр

Войти