Кто будет строить инновационное будущее в России?

С первого взгляда, вопрос вынесенный в заголовок, кажется риторическим. Президент России Дмитрий Медведев совершенно определённо сказал, что строить его будут сегодняшние выпускники школ, которые продолжат обучение на технических специальностях вузов. В связи с нехваткой инженерных кадров, о чём президент узнал совсем недавно, было принято судьбоносное решение, вернуть в дипломы об окончании высших учебных заведений страны наименование профессии — инженер.

 

Кто-то наверное спросит, а что такой профессии у нас в вузах не учат совсем? Да нет, пока ещё кое-где учат, но называется эта профессия просто — специалист. Вот так вот, и химик, и механник, и атомщик, и программист называется просто и демократично — специалист чего-то там.  Теперь же, по распоряжению главы государства, профессия инженер вновь станет легитимной. Вместе с тем президент распорядился пересмотреть лицензирование технических вузов и убрать из программы  обучения в них, непрофильные специальности. Что греха таить, в годы несуществующих инженеров, все технические вузы страны обзавелись экономическими и юридическими факультетами, конкурс в которые был в разы выше чем например на радиотехническом или прикладной физики.

 

Внимание руководителя страны к профессии инженера и соответственно к нуждам технических вузов, конечно радует. Тем более, что решено стимулировать будущих инженеров именными президентскими и правительственными стипендиями, в размере 7 и 5 тысяч рублей, соответственно. Правда после окончания вуза такой студет должен будет отработать на конкретном предприятии не менее 3-х лет. Такое уже было в Советском Союзе, когда распределение было обязательным для всех выпускников высших и средне-технических учебных заведений. Сегодня об этой системе можно услышать только негативные отзывы. Но они не отражают и сотой доли той пользы, которую государство извлекало, направляя молодых специалистов именно туда, где полученные ими знания могли быть использованы в полной мере. Да и выпускники знали, что работа у них будет непременно. И не только работа, а зачастую и квартира, место в детском саду и так далее.

 

Итак, президент провозгласил приоритет профессии инженера, а следовательно и технического образования. Но возникает закономерный вопрос: кто придёт на первый курс технических вузов в этом году и в дальнейшем? И главное — какими знаниями будут обладать будущие абитуриенты. Вот уже несколько лет даже ведущие технические вузы страны, куда решаются поступать самые лучшие, жалуются на плохую подготовку выпускников российских школ. В стране разрушена система академического образования на уровне средней школы. Ситуацию усугубил пресловутый ЕГЭ, против введения которого протестовали все педагогические коллективы страны, родители учеников и сами ученики, желающие получать знания, а не тупо заучивать ответы на тупые вопросы, как например: какого цвета лошадь была у поручика Ржевского?

 

Проблема в утрате системы академического образования, действовавшей в Советском Союзе и позволившей в 30-е годы прошлого столетия, за 20 лет вывести страну на передовые позиции научно-технического прогресса при всеобщей грамотности населения и возможности получения высшего образования каждому, кто к этому стремился. Сегодня же, по словам Анатолия Александрова — ректора МГТУ им. Баумана , где готовят тех самых инженеров: «Теперь мы выбираем не лучших из лучших, а лучших из средних». По его мнению, вузам должно быть позволено устраивать собственные испытания для абитуриентов, чтобы из всей массы поступающих выявить «своих» студентов, способных преодолеть школьную неграмотность в короткие сроки, чтобы полноценно овладевать профессией инженера. По мнению Александрова, ко всем недостаткам системы ЕГЭ добавилась ещё и корупционная составляющая.

 

Но сегодняшнее положение в российской школе — только цветочки. Если будет принята программа министра образования России Андрея Фурсенко о новом образовательном стандарте (ФГОС), который планируется ввести в 2013 году, учиться профессии инженера будет просто некому. Потому что остновные предметы, такие как математика, физика, химия, информатика будут необязательными в школьной программе. И выберут их изучение единицы, да и то из под родительской «палки». И можно себе представить, каким будет уровень преподавания этих предметов, если из 30 учеников 10 класса эти предметы захотят изучать только трое. К чему это приведет — даже представить страшно. Что говорить об инженерах, ведь даже квалифицированному рабочему нужно уметь производить расчеты, знать те же необязательные в перспективе синусы-косинусы.

 

А теперь подумаем вот о чём. Допустим, нашлись абитуриенты, поступившие в технические вузы и даже окончившие их по специальности инженер. Вопрос, где смогут приложить свои силы и знания молодые специалисты? У нас, на сегодняшний день даже нет статистики и прогнозов по рынку труда. Да, есть дефицит инженерных кадров. Но рынок труда совершенно оторван от нового проекта. В стране совершенно разрушена промышленность, создававшаяся в годы советской власти. То что не разрушено, скуплено западными компаниями, которым совершенно не нужно создавать себе здесь высокотехнологичных конкурентов. Но и это полбеды. Кто будет инвестировать в инфраструктурные проекты, в то, что с точки зрения частного капитала заведомо убыточно?

 

Инфраструктурные проекты не стоят в повестке дня и у государства. А без создания таких объектов, отдачу от которых можно ждать лет через десять, наступит такое время, когда из крана не потечёт вода, начнут выходить из строя газовые магистрали или взорвётся НПЗ. Аварию на гидроэлектростанции мы уже видели. Предприниматели «Новой России», которым целые отрасли советской промышленности достались даром, ориентированы исключительно на краткосрочные прибыли и инфраструктурными проектами заниматься не будут.

 

Надо сказать, что в недалёкой истории нашей страны уже было время, когда от технического прогресса зависело выживание государства. Тогда,  в 30-е годы прошлого века, вождь страны сказал: «Кадры решают всё» и государство стало тратить на образование более 10% ВВП. Население массово учили, причем хорошо учили: математике, физике, химии, биологии, географии, литературе, русскому языку, истории. И это только в школе. Это дало небывалый толчок  развитию государства, превращению его из  отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу. Это же обеспечило во многом  победу в ВОВ и быстрое восстановление экономики в послевоенные годы.

 

Сегодня такого вождя в стране нет и  все попытки поднять престиж инженерного образования скорее всего закончатся разговорами на тему… Хотя многие эксперты полны оптимизма уже только потому, что правительство вспомнило о техническом образовании вообще. Они считают, что разруха в образовании так велика, что сегодня невозможно охватить инновациями все отрасли промышленности. Но можно выбрать те области в которых  мы можем выйти на передовые позици в мире, например атомную энергетику или космосмическую отрасль. Конечно, такого скачка, какой был возможен в Советским Союзе, уже не получится. «Но главное — не опускать руки и не поддаваться пессимизму», — уверен ректор МГТУ им. Баумана.

 

 

  • Код для публикации в блоге
  • Как это выглядит
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:
Субъективная газета Новость дня
Читать целиком

Кто будет строить инновационное будущее в России?

С первого взгляда, вопрос вынесенный в заголовок, кажется риторическим. Президент России Дмитрий Медведев совершенно определённо сказал, что строить его будут сегодняшние выпускники школ, которые продолжат обучение на технических специальностях вузов....

Короткий URL: http://gazetavia.ru/?p=15965
Просмотров: 5

Автор . Дата публикации: 20 Апр 2011. Категория: Образование. Оставить свое мнение о статье Вы можете чуть ниже в комментариях.

Ответить

Галерея игр

Войти