«Ахтунг, Покрышкин!»

Сегодня исполняется 25 лет с того дня, как ушёл из жизни легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин. Это появление в небе самолёта, пилотируемого Покрышкиным, заставляло педантичных немцев переходить с зашифрованных радиосообщений на передачу открытым текстом: «Ахтунг, Покрышкин!» Он стал первым и единственным до окончания войны, трижды Героем Советского Союза. Всю войну провёл на переднем крае, несколько раз отказываясь от повышения. Именно им, во фронтовых условиях, была разработана новая тактика ведения боя советской истребительной авиацией.


Покрышкин родился в городе Новониколаевске (Новосибирск) в марте 1913 года в семье рабочего. Как сложилась бы судьба пытливого хулиганистого подростка, если бы не случилась Великая Октябрьская Социалистическая революция, трудно сказать. Но народная власть дала ему возможность получить образование и прийти в авиацию. В стремлении стать лётчиком, Покрышкин преодолел все преграды. Будучи поначалу техником авиации, не унывал, считая что знание устройства самолёта пойдёт ему только на пользу.


Только в 1939 году, закончив с отличием 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, Покрышкин стал летать на боевых самолётах. Начав службу в 55-м истребительном авиационном полку Одесского военного округа, одним из первых освоил истребитель МиГ-3. Перед самой войной Александр Иванович Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Войну встретил в Молдавии. Во время первого же боевого вылета, по ошибке сбил советский бомбардировщик «Су-2», пилотируемый командиром эскадрильи 211-го бомбардировочного авиационного полка М.И. Гудзенко. Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты, безусловно намного укоротив жизнь легендарного лётчика.


Эта ошибка была единственной в послужном списке Покрышкина. Уже 23 июня 1941 года он во время воздушного боя с 5-ю  «Ме-109»,  сбил одного из них. В воздушных боях летом первого года войны им было сбито ещё несколько фашистских самолётов. В первый год войны Покрышкин дважды попадал в окружение и выходил из него с боями в группе советских воинов. В начале 1942 года ему пришлось осваивать американский самолёт  P-39 «Аэрокобра», и даже перегонять их из Ирана. Покрышкин внёс некоторые усовершенствования в эти  тяжеловесные машины, в результате чего советские асы совершали на них чудеса в схватках с противником.


С самого начала войны, Александр Иванович Покрышкин не расставался с тетрадью, в которую вносил свои предложения по улучшению тактики боя с вражескими эскадрильями. Он всегда стремился атаковать в первую очередь самолёт командира эскадрильи, стремясь лишить немецких лётчиков управления. И этому учил своих подчинённых. Особо отличился Покрышкин в 1943 году во время боёв на Кубани, сумев за один день сбить 7 самолётов Me-109.  Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Одним из первых он освоил тактику «свободной охоты», которую распространили на всех фронтах.


Он прошёл всю войну от первого до последнего дня в войсках действующей армии. Свой последний воздушный бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой. Александром Ивановичем за время войны совершено более 650 боевых вылетов. Он участвовал в 156 воздушных боях и  сбил 59 самолётов противника лично и ещё 6 — в группе. Количество лично сбитых Покрышкиным самолётов (59 по официальным данным), считается заниженным из-за случаев гибели полковых документов, особенно в первый год войны. На самом деле, по неофициальным данным, им было сбито не менее 75 самолётов. Не даром его появление в воздухе, наводило панику среди фашистских лётчиков. Александр Иванович Покрышкин участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве. Он нёс Знамя фронта.


В сегодняшней России редко вспоминают своих Героев. Молодёжь уже не знает, кто такой Александр Иванович Покрышкин. Скорее уж немецких асов знают лучше, потому что идёт беспрецедентное переписывание истории Второй мировой войны. На нашу молодёжь давят цифрами немецких воздушных побед, не считая нужным подтверждать это реальными документами. А между тем, самый результативный ас люфтваффе Эрих Хартман пишет, что его тактикой было найти и сбить самого слабого противника. А вот Покрышкин всегда старался в первую очередь атаковать ведущего немецких групп, их сильнейшего лётчика. Но сам он в первую очередь гордился тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он вел в бой.


После войны, работая на разных должностях в ВВС, войсках ПВО, ЦК ДОСААФ СССР, Покрышкин остался верен своему боевому характеру, не сломался, не изменил себе, несмотря на то, что все послевоенные годы его преследовали интриги и зависть. Он прожил достойную, хотя и короткую жизнь, став в 1972 году Маршалом авиации. Александр Иванович Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Много героев было у нас в прошлом столетии, но все-таки Покрышкин — один…



  • Код для публикации в блоге
  • Как это выглядит
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:
Субъективная газета Новость дня
Читать целиком

«Ахтунг, Покрышкин!»

Сегодня исполняется 25 лет с того дня, как ушёл из жизни легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин. Это появление в небе самолёта, пилотируемого Покрышкиным, заставляло...

Короткий URL: http://gazetavia.ru/?p=13187
Просмотров: 2

Автор . Дата публикации: 13 Ноя 2010. Категория: Общество. Оставить свое мнение о статье Вы можете чуть ниже в комментариях.

Ответить

Галерея игр

Войти