Будущее Северного морского пути

В начале августа Совет безопасности РФ провёл выездное совещание на полуострове Ямал,  посвящённое вопросам освоения Арктики. Совещание это не первое. Проблемы, связанные с присутствием России в Арктике возникли по многим причинам. Одна из них и пожалуй главная — ослабление позиций России после развала СССР. Мощная держава, какой был Советский Союз, занималась Арктикой достаточно плотно. Одни только полярные станции исчислялись десятками. Строились ледоколы, каких не имело ни одно другое государство в мире. Был освоен и успешно эксплуатировался Северный  морской путь. Были разведаны и приняты в эксплуатацию полезные ископаемые, в том числе нефть и газ.

С распадом Советского Союза, либеральные власти потеряли интерес к освоению Арктики на 15 лет. Первыми пострадали практически все полярные станции. Их работу свернули, за ненадобностью. Устаревали ледоколы, построенные ещё в СССР, закрывались промышленные предприятия, заинтересованные в арктических полезных ископаемых. Только добыча нефти а газа оставалась по-прежнему актуальной, потому что обогащала тех, кто по дешёвке скупил всё национальное достояние СССР. Северный морской путь функционировал, хотя не так эффективно, как во времена СССР. И только учёные петербургского НИИ «Арктики и Антарктики» пытались пробудить сознание новых российских властей, публикуя материалы, поясняющие громадное значение российского Севера для экономики РФ.

Только в середине 2000-х российские властные структуры обратили свой взор на проблему освоения Арктики. Да и то, случилось это потому, что её богатствами вдруг заинтересовались не только Арктические страны, но и те, которые расположены за тысячи километров от полярных льдов. Случилось это «вдруг» только для российских чиновников. На самом деле таяние Арктических льдов делает Арктику более доступной, чем ещё 20 лет назад. Вот и появились утверждения правительств разных стран о том, что богатства Арктики должны принадлежать всему миру. На каком основании, не понятно. Но если очень хочется, почему бы не откусить кусочек и желательно побольше, от вроде бы ничейной территории?

Спохватившись, российское правительство пришло к выводу, что свои права на Арктику нужно отстаивать всеми возможными способами, иначе можно лишиться не только возможности добычи ископаемых на шельфах северных морей, но и прав на Северный морской путь, являющийся кратчайшим морским путём из Европы в Юго-Восточную Азию. До сих пор этим путём является проход судов через Суэцкий канал, разделяющий Северную и Южную Америку. Северный морской путь в несколько раз сокращает протяжённость маршрута. Поэтому его принадлежность России вызывает зубовный скрежет у лидеров некоторых государств.

Арктическая территория  стала зоной  интересов многих государств, прежде к арктическим не относившихся. Претензии распространяются не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь России. Уже прозвучали предложения некоторых стран о выводе этой магистрали из-под российской юрисдикции, ввиду возрастания ее значения на фоне таяния арктических льдов. Когда льды исчезнут, значение Севморпути возрастет многократно и так же многократно возрастут аппетиты тех, кто готов отстаивать свои интересы, в том числе и «гуманитарными бомбардировками». Чтобы предотвратить такое развитие событий, России жизненно необходимо повысить собственную активность в Арктике.

Принятием в августе 2008 года «Основ государственной политики РФ в Арктике до 2010 года», было положено начало серьёзной завке России на защиту своих интересов в этом регионе. В настоящее время правительство завершает разработку «Стратегии развития арктической зоны России». По словам секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, интервью с которым публикует «Российская газета»: «Основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счет использования Северного морского пути».

Его развитие имеет огромное значение не только для защиты национальных интересов России, но и для её безопасности в Арктике.  По мере таяния арктических льдов грузопоток по трассе будет увеличиваться в десятки раз. По прогнозам экспертов, к 2030 году он может достигнуть 85 млн тонн. Северный морской путь позволит минимизировать транспортные расходы при освоении месторождений полуострова Ямал, развитии Сибири и Дальнего Востока. Использование Северного морского пути иностранными судами, даст дополнительные доходы в бюджет РФ. Ведь этот путь на 2440 морских миль короче, чем трасса через Суэцкой канал. В июле, в качестве эксперимента, два российских танкера ледового класса, тоннажом 70 тысяч тонн, прошли Северным морским путём в Юго-Восточную Азию. Таким образом, ещё раз была доказана экономическая эффективность Севморпути.

Это давно поняли и другие государства. По словам главы ВМФ РФ Владимира Высоцкого, российским интересам в Арктике угрожают флотилии не менее, чем десяткк стран. Пока российские либеральные власти занимались разграблением и уничтожением, доставшихся ей от Советского Союза богатств, другие государства строили ледоколы и танкеры ледового класса. Сегодня зоной своих интересов Арктику обозначили страны Североатлантического альянса, а так же Китай, Япония, обе Кореи, Таиланд и Малайзия. Поскольку практически у каждой из этих стран военный потенциал превышает российский, то в итоге, наша страна может потерять Арктику.

Российский же ледокольный флот, построенный ещё СССР, давно нуждается в замене. На данный момент только два ледокола «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс. Спохватившись, Россия тоже начала строительство современных ледоколов. До 2015 года планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт. Кроме того, Россия начинает открывать арктические полярные станции и намеревается усилить воинский контингент в Заполярье.

Напомним, что в 2012 году Россия собирается подать в ООН заявку на расширение границ принадлежности арктического шельфа. Российские учёные ведут поиски доказательств принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева континентальному шельфу России. Через несколько дней в Арктику направится вторая экспедиция по научному обоснованию претензий РФ на  означенные территории.  Если заявка будет удовлетворена — это будет большой победой российской науки и дипломатии.



  • Код для публикации в блоге
  • Как это выглядит
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:
Субъективная газета Новость дня
Читать целиком

Будущее Северного морского пути

В начале августа Совет безопасности РФ провёл выездное совещание на полуострове Ямал,  посвящённое вопросам освоения Арктики. Совещание это не первое. Проблемы, связанные с присутствием России в Арктике возникли по многим...

Короткий URL: http://gazetavia.ru/?p=17441
Просмотров: 14

Автор . Дата публикации: 15 Авг 2011. Категория: Власть, Политика. Оставить свое мнение о статье Вы можете чуть ниже в комментариях.

Ответить

Галерея игр

Войти