Специальные уполномоченные для защиты банковских клиентов

В отчёте Всемирного банка и Министерства финансов РФ  за 2009 год,  по защите прав потребителей на финансовых рынках России,  была дана рекомендация о создании в нашей стране института финансового омбудсмена. Такие институты существуют во всех развитых странах.
Появление такой структуры позволит разрешать возникающие конфликты, особенно в сфере потребительского кредитования, намного быстрее и с меньшими финансовыми издержками для обеих сторон.  Для физических лиц услуги посредника предполагается сделать бесплатными, а их решения — независимым.


В прошлом году,  в связи с кризисом, число обращений граждан, недовольных действиями банков возросло в несколько раз. Причём, недовольный клиент банка, обращается сразу или поочерёдно в несколько организаций — Центробанк, Общество защиты прав потребителей, Роспотребнадзор и др.  Потеряв время, выслушав множество сочувственных слов и рекомендаций, гражданин вынужден обратиться в суд. Ибо только суд может дать окончательное определение, кто прав — банк или клиент.  Суды первой и второй инстанции буквально завалены такими делами.  В 2009 году было подано 25000 подобных исков. У судов не хватает времени на рассмотрение всех дел. К тому же сроки вынесения судебных решений по искам, тормозят банки. Дело в суде может рассматриваться в присутствии истца и ответчика, т.е. представителя банка. Так вот, именно из-за неявки последних на заседание суда, рассмотрение дела переносится на срок от одного до четырёх месяцев. Свидетели, явку которых должен обеспечить истец, негативно относятся к таким длительным срокам рассмотрения дел и периодическому посещению заседаний суда. К тому же судебные издержки, которые несёт гражданин, порой несоразмеримы с суммой иска или превышают его финансовые возможности на данный период времени. По этой причине, многие граждане предпочитают решить вопрос, непосредственно с банком. Проблема здесь заключается в том, что в этом случае нет независимого арбитра.

Ассоциация региональных банков России и Международная Конфедерация обществ потребителей (КонФОП)  выступили с инициативой введения в России  должности  финансового омбудсмена, получившей во время кризиса широкую популярность в Европе.   Идею поддерживают Ассоциация юристов России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Замысел российской инициативной группы,  представившей свой проект прессе 11 июня, предельно прост.  Заемщики, пострадавшие от банков, получат возможность обратиться к омбудсмену, который  попробует урегулировать конфликт прежде чем гражданин вынужден будет обратиться в суд.  Авторы преследуют две основные цели:  снижение социальной напряженности, связанной с недовольством и недоверием населения банкам и возможность «разгрузить»  суды, посредством досудебного разбирательства.

Скорость рассмотрения дел займёт два-три месяца. При этом омбудсмен получает жалобу заёмщика по почте, направляет её в банк, для получения от последнего, комментариев и знакомит с ними клиента. После этого на основании имеющихся документов и действующего законодательства, выносит свой вердикт. Если клиента он не устраивает, последний может обратиться в суд. Право обращения к омбудсмену должно быть прописано в договоре банка с клиентом.  А решения омбудсмена — обязательными для банков.

Стоимость проекта оценивается в  $5млн.  Кто же должен финансировать его осуществление? Банки хотели бы применить германскую модель, предполагающую финансирование института омбудсмена не из бюджета, а самими банкирами на добровольной основе. Но такая модель вряд ли может прижиться в России,  где даже решения судов исполняются не всегда.  С этой концепцией не согласен и гендиректор государственного Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов, который поддерживает британскую модель.

Александр Турбанов

Если участие банков в этой схеме будет добровольным, что станут делать клиенты кредитных организаций, не присоединившихся к проекту? Нужны законодательные изменения, которые обяжут банки признавать решения омбудсмена и участвовать в этой системе так же, как они должны быть участниками  Системы страхования вкладов. Новый институт мог бы действовать под эгидой Центробанка, имеющего территориальные управления в регионах. Это обеспечило бы «шаговую доступность» новой структуры. Финансирование же, теоретически, может осуществляться из трёх источников:  из бюджета, взносов участников финансового рынка и средств ЦБ.

Разработчики считают, что на первом этапе финансовый омбудсмен будет разбирать дела суммой в пределах 50–100 тыс. рублей, потому что сегодня до 90% споров, разбираемых мировым судьей между банками и их клиентами, относятся к сфере потребительского кредитования. Затем можно заняться спорами по  поводу депозитов, ценных бумаг,  управления активами, ипотечного кредитования.  При этом, применительно к российским реалиям, омбудсмен сможет рассматривать споры в пределах  1 миллиона рублей.

Участники обсуждения данной темы расходятся во взглядах на структурное подчинение, систему финансирования, правовые полномочия предлагаемой структуры.  Но в том, что институт финансового омбудсмена в России вводить необходимо, согласны все.  В большинстве европейских стран этот институт действует на законодательной основе, а банки берут на себя обязательства исполнять его решения.



  • Код для публикации в блоге
  • Как это выглядит
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:
Субъективная газета Новость дня
Читать целиком

Специальные уполномоченные для защиты банковских клиентов

В отчёте Всемирного банка и Министерства финансов РФ  за 2009 год,  по защите прав потребителей на финансовых рынках России,  была дана рекомендация о создании в нашей стране института финансового омбудсмена....

Короткий URL: http://gazetavia.ru/?p=388
Просмотров: 2

Автор . Дата публикации: 16 Июн 2010. Категория: Деньги. Оставить свое мнение о статье Вы можете чуть ниже в комментариях.

Ответить

Галерея игр

Войти